Главная -
Биографический словарь -
буква С - Серов Александр Николаевич
Серов (Александр Николаевич) - замечательный русский композитор и критик; родился в Санкт-Петербурге 11 января 1820 г., скончался там же 20 января 1871 г. Блестяще окончив курс в училище правоведения в 1840 г. и получив через несколько лет место товарища председателя таврической уголовной палаты, Серов никак не мог сродниться со службой, от которой его постоянно отвлекала любовь к музыке. Наконец, несмотря на самые стеснительные материальные условия, он вышел в отставку и посвятил себя исключительно музыкальным занятиям. В детстве и отрочестве Серов не имел особенного влечения к музыке; его больше занимала литература, также рисование. Страсть к чтению, которая не покидала его никогда, выработала из него впоследствии выдающегося энциклопедиста. Поворот Серова к музыке совершился в училище правоведения, где на музыку было обращено тогда особое внимание. Кроме игры на фортепьяно, Серов выучился игре на виолончели, под руководством Карла Шуберта , и принимал деятельное участие в оркестре училища. Переложение оркестровых партитур на фортепьяно, чтение музыкально-теоретических книг, самостоятельная практика в композиции были, в сущности, единственной школой этого автодидакта. В начале 40-х годов он стал писать небольшие пьесы, например, ""Cantique pour le violoncelle"", ""Une fantaisie en forme de valse"", ноктюрн, посвященный О.Г. Жебелевой. Просматривая список произведений Серова, помещенный в библиографическом указателе А.Е. Молчанова (""Библиограф"", 1888), можно убедиться, что Серов долго втайне испытывал свои силы прежде чем решился выступить во всеоружии с оперой ""Юдифь"". Он сочинял фантазии для оркестра, перекладывал на хор народные песни, писал духовные сочинения (например, рождественская песнь, ""Stabat Mater"", ""Pater noster"", ""Христос Воскресе"" для 4-х голосов, Херувимская), романсы, струнное трио, оставшиеся неоконченными оперы (""Майская ночь"", ""Мельничиха в Марли"") и пр. До появления оперы ""Юдифь"" на сцене Мариинского театра (16 мая 1863 г.) имя Серова, как композитора, было неизвестно. Его знали как критика живого, полного эрудиции, которому в то время не было равного среди русских писателей о музыке (критические статьи Серова, разбросанные по 27 журналам, приведены в известность А.Е. Молчановым и изданы в четырех томах в 1892 - 95 годах). Кроме того, Серову принадлежит весь музыкальный отдел в ""Энциклопедическом Словаре"", выходившем в Санкт-Петербурге в 1861 - 63 годах. Композиторская деятельность в дни славы Серова не мешала ему давать иногда и такие крупные статьи, как ""Музыка"", ""Музыкальная наука"", ""Музыкальная педагогика"", ""Руслан и русланисты"", ""Девятая симфония Бетховена, ее склад и смысл"", ""Лоэнгрин Р. Вагнера"", ""А.С. Даргомыжский"", ""Великое слово великого художника"", ""Моцарт"" ""Русская народная песня как предмет науки"" и др. Этюд: ""Улыбышев против Бетховена"" (""Neue Zeitschrift fur Musik"", 1857) вызвал сенсацию в Германии; Лист поместил в 1858 г. сочувственную Серову статью в том же журнале (""Ulibischeff und Seroff, Kritik der Kritik""). В 1870 г. Серов был приглашен в Вену на празднование 100-летнего юбилея Бетховена. Изучая иностранных композиторов (в особенности Вебера, Глюка, Моцарта, Баха, Бетховена, Вагнера), восхищаясь гением Глинки , Серов воспитал свой талант на прекрасной почве - и это отразилось на его операх: ""Юдифи"" (1863), ""Рогнеде"" (1865) и ""Вражьей силе"" (1871). В них видна особая любовь к духовному элементу, который с такой силой сказался в молитвах Юдифи, в третьем действии и финале ""Рогнеды"", в очертании аскетического образа старца Ильи в ""Вражьей силе"". К местному колориту Серов был замечательно восприимчив. В ""Юдифи"" он переносит слушателей в знойный Восток, в ""Рогнеде"" - в старинную Русь, в ""Вражьей силе"" - в народную среду более близкой нам эпохи. Как знаток русской песни, ее склада и характерного, вполне к ней подходящего сопровождения, как художник, способный проникаться русским духом, Серов, особенно во ""Вражьей силе"", является настоящим народным композитором. В оркестровке Серов был замечательным колористом. Хотя Серов был самым искренним поклонником Вагнера, но нельзя сказать, чтобы он был его подражателем. Теорией последнего периода творчества Вагнера Серов не увлекался. Хоры, дуэты, ансамбли были для Серова элементами ценными, которых ему не приходило в голову выбрасывать за борт. Сходился Серов с Вагнером в признании огромного значения, которое должно иметь в опере слово. От тематизма Серов не отказывался, но никогда не доводил его до чего-то механического, до сплошной сети сплетающихся тем, сообщающей музыкальной драме характер чего-то деланного. Из других музыкальных произведений Серова изданы в настоящее время немногие: ""Ave Maria"" - церковная ария, музыка к драме ""Нерон"" Жандра, ""Гречаники"", малороссийская пляска, ""Пляска запорожцев"" - увертюра к комической опере для фортепиано в 4 руки, несколько романсов и хоровые переложения малороссийских песен. Работая над оперой ""Вражья сила"", Серов предполагал по ее окончании приступить к сочинению комико-фантастической оперы на сюжет из повести Гоголя ""Ночь на Рождество"", а затем к большой трагической опере на сюжет из эпохи гуситских войн. Он набросал несколько эскизов оперы ""Ночь перед Рождеством"", но неожиданная смерть разрушила его планы. Оставшиеся недоконченными номера ""Вражьей силы"" были дооркестрованы Н.Ф. Соловьевым , а эскизы из оперы ""Ночь перед Рождеством"" вошли в сюиту, составленную для фортепьяно в две руки В.С. Серовой , супругой покойного композитора. Серов похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. См. ""Русская Сцена"", 1865, № 2; ""А.Н. Серов"", музыкальный очерк В.В. Стасова (""Русская Старина"", 1875 - 78); ""Композитор А.Н. Серов"", из воспоминаний А.В. Старчевского (""Наблюдатель"", 1888); ""Материалы для биографии Серова"" (Санкт-Петербург, 1889); ""А.Н. Серов"", биографический очерк В.С. Баскина (1890); ""Библиограф"", 1885, № 3, 11; ""Музыкальный Свет"" (1874, № 1, 5). Н. С.