Главная -
Биографический словарь -
буква С - Семирадский Генрих Ипполитович
Семирадский (Генрих Ипполитович) - исторический живописец, родился в 1843 г., близ Харькова. (Умер в Риме, в 1902 году, профессор живописи.) Учился во 2-й харьковской гимназии и еще в ней выказал задатки больших художественных способностей, развитию которых в немалой степени содействовал учитель рисования в этом заведении, Д.И. Бесперчий, один из учеников К. Брюллова . В 1860 г. Семирадский поступил студентом на физико-математический факультет Харьковского университета, по разряду естественных наук, но продолжал свои занятия рисованием и живописью под руководством того же Бесперчия. Будучи выпущен из университета со степенью кандидата, он отправился в Санкт-Петербург и поступил в вольные слушатели Императорской Академии Художеств, из которых, два года спустя, перечислился в академисты. В течение четырех лет он был награжден пятью серебряными медалями и несколькими денежными премиями, между прочим за исполненные черным карандашом эскизы на заданные темы: ""Избиение младенцев"", ""Сошествие Спасителя в ад"" и ""Гибель Содома"" (все три находятся в музее академии). В 1868 г., за написанную по конкурсной программе картину: ""Диоген разбивает свою чашу"", была присуждена ему малая золотая медаль, а через два года после того, за исполнение другой программы, ""Доверие Александра Македонского к его врачу, Филиппу"" (находится в музее академии), большая золотая медаль и звание художника 1 степени. В качестве пенсионера академии, Семирадский отправился в заграничное путешествие в 1871 г. и остановился сначала в Мюнхене, где пользовался советами известного К. Пилоти и написал картину: ""Римляне блестящих времен империи"" (находится в Александровском дворце, в Царском Селе); затем прибыл в Рим, который с того времени сделался его постоянным местопребыванием. Здесь была им исполнена прежде всего большая картина ""Христос и грешница"", на сюжет поэмы графа А.К. Толстого . В Санкт-Петербург, на академической выставке 1873 г., она произвела сильное впечатление на публику, доставила художнику звание академика (находится ныне в музее императора Александра III в Санкт-Петербурге). После нее из-под кисти Семирадского вышли ""Гонители христиан у входа в катакомбы"" (1874; принадлежит г. Ивашеву), несколько религиозных картин на стенах московского храма Христа Спасителя, между прочим колоссальное изображение Тайной Вечери в запрестольной апсиде; сцены из античного быта: ""Элегия"", ""Выбор между невольницей и дорогой вазой"" (""La coupe ou la femme""), ""Продавец амулетов"" и ""Римский нищий"". Наконец, он предпринял изобразить на полотне огромного размера один из эпизодов борьбы язычества с христианством, а именно иллюминацию, устроенную жестокосердным Нероном из заживосожженных последователей новой религии. Этой картиной, известной под названием ""Светочи Нерона"", художник блестящим образом завершил окончание срока своего пенсионерства, в 1877 г. Будучи выставлена в Санкт-Петербург, она возбудила общее удивление, которым сопровождалось и появление ее на парижской всемирной выставке 1878 г. За нее Императорская Академия Художеств присудила Семирадскому звание профессора, а французское правительство наградило его кавалерским орденом Почетного легиона; тогда же он получил дипломы на звание члена от берлинской, стокгольмской и римской академий, флорентийская же академия оказала ему честь просьбой прислать ей собственной работы его портрет, для исторического собрания портретов знаменитых художников в галерее Уффици. ""Светочи Нерона"", побывав на выставках в разных городах Европы, были наконец подарены автором Краковскому музею (повторение их, в меньшем виде - в собрании Д. Боткина, в Москве). Из следовавших за ними произведений Семирадского укажем на ""Древний танец между мечами"" (находится у К. Солдатенкова , в Москве), ""Оргию времен Тиверия на острове Капри"" (у него же), ""Искушение"" (у великого князя Константина Константиновича ), две большие стенные картины, украшающие собой московский исторический музей (""Похороны древнего руса в Болгарах"" и ""Тризна дружинников Святослава при осаде Доростола""), ""Христос у Марфы и Марии"" (находится в музее Александра III, в Санкт-Петербурге) и на сцену из жизни музыканта Шопена (""Вечер у князя Радзивилла""). В 1889 г. устроена была Семирадским в Санкт-Петербурге выставка пяти новых его картин, из которых одна изображала ""Искушение святого Иеронима"", а остальные - сцены из древнегреческой жизни: ""Перед купанием"", ""У фонтана"", ""По примеру богов"" (находится в Александровском дворце в Царском Селе) и ""Фрину на празднике Посейдона в Элевзисе"" (находится в музее императора Александра III). Последнее из этих произведений, превосходящее своей величиной ""Светочи Нерона"", еще более распространило известность художника: оно доставило ему звания члена туринской академии и корреспондента французского института. Наконец, после весьма удачной картины: ""Исаврийские пираты, продающие свою добычу"", за которую Семирадский получил золотую медаль на Мельбурнской международной выставке в 1889 г., и нескольких других не столько значительных его работ, явилось его четвертое колоссальное произведение - ""Дирцея на римском цирке"", выставленная в Санкт-Петербурге в 1898 г. Справедливость требует заметить, что в этой картине талант художника выразился в менее сильной степени, чем в большинстве прочих его созданий, главное достоинство которых составляют мастерская, блестящая техника, красивая постановка и группировка изображенных фигур, археологически точная передача античного быта во всех его подробностях, сила и изящно-гармоничное их сочетание, превосходное воспроизведение света, воздуха и всего, что относится к пейзажной части. Но при всей своей внешней привлекательности, картины Семирадского грешат слабым выражением внутреннего содержания, лишены истинного драматизма, напоминают собой театральные живые картины, в которых участвуют актеры, недостаточно проникшиеся своими ролями. А. С-в.