Главная -
Биографический словарь -
буква П - Пименовы (С.С. и Н.С.)
Пименов - фамилия двух русских скульпторов: 1) Степан Степанович Пименов (1784 - 1833), одиннадцати лет от роду поступил в воспитанники Императорской Академии Художеств; находясь в ней, получил в 1801 г. две серебряные медали, малую и большую, за свои успехи в рисовании и лепке, и в 1802 г. - малую золотую медаль за барельеф: ""Юпитер и Меркурий в гостях у Филемона и Бавкиды"". Окончил академический курс в 1803 г. со званием художника XIV класса и большой золотой медалью, присужденной ему за вылепленный по программе барельеф ""Смерть св. Федора и его сына"". Приобретя, вместе с этой наградой, право на поездку в чужие края, в качестве пенсионера академии, не был, однако, отправлен туда по причине тогдашних политических обстоятельств и в течение некоторого времени оставался при академии помощником преподавателей в ее художественных классах. В 1807 г., за статую св. Владимира, получил звание академика, через два года после того поступил на штатную должность преподавателя скульптуры в академии, со званием адъюнкт-профессора, и, наконец, в 1814 г., за модель статуи Славы произведен в профессоры. Из произведений этого художника, работавшего отчасти в стиле итальянских скульпторов эпохи Возрождения, отчасти в духе французов конца XVIII столетия, заслуживают быть упомянутыми, кроме вышеозначенной статуи св. Владимира, отлитой из бронзы, парная с ней статуя св. Александра Невского (обе стоят в нишах, по сторонам северных входных дверей Казанского собора в Санкт-Петербурге), статуи Гомера и Платона, украшающие собой фасад Императорской Публичной Библиотеки; две колоссальные, теперь сильно пострадавшие и искаженные стуковые группы ""Похищение Прозерпины"" и ""Геркулес, бросающий Ликаса в море"", стоящие на главном подъезде Горного Института и внешние скульптурные украшения Санкт-Петербургской биржи и Сената. 2) Николай Степанович Пименов (1812 - 1864) - сын предыдущего. Отец развил в нем еще с детства любовь к искусству, особенно к той отрасли, которой занимался сам, и в 1824 г. определил его в воспитанники Академии Художеств. Здесь главным наставником молодого Пименова в скульптуре был С. Гальберг , хотя и отец продолжал помогать ему своими уроками и советами. Работая под руководством этих учителей, он быстро выказал блестящие успехи, в награду за которые были присуждены ему в 1829 - 1832 годах две малые и две большие серебряные медали. Окончив академический курс в 1833 г. с малой золотой медалью, полученной за вылепленный по программе барельеф: ""Гектор в ложнице Елены укоряет Париса в бездействии"", был оставлен на три года при Академии для своего дальнейшего усовершенствования. В течение этих лет занимался довершением некоторых работ, заказанных Степану Пименову для здания Сената и которые этот мастер не сумел исполнить за своей смертью, а также лепкой статуи ""Русский парень, играющий в бабки"", на тему, предложенную академией в виде конкурсной программы на большую золотую медаль. Эта статуя, в 1836 г., доставила Пименову искомую награду и обратила на него общее внимание; А. Пушкин приветствовал ее известной эпиграммой: ""Юноша трижды шагнул и пр."". В 1837 г. Пименов, как получивший большую золотую медаль, был отправлен на казенный счет за границу. Посетив некоторые города Германии, он отправился в Италию, где пробыл 14 лет, живя попеременно в Риме и Флоренции. Во Флоренции он в первое время пользовался советами знаменитого тогда скульптора Бартолини. Из произведений, исполненных им в Италии, особенно достойны внимания: статуя ""Мальчик, просящий милостыню"", доставившая художнику в 1844 г. звание академика (находится в павильоне Царицына острова, в Петергофе), статуи ""Мальчик, кормящий птичку"" (в Сергиевской даче герцогов Лейхтенбергских) и ""Мальчик, подкрадывающийся к бабочке"", фигуры евангелистов Матфея, Иоанна и Луки (для фронтонов Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге), надгробный памятник г-же Нелидовой , модель группы для фонтана ""Ян Смовец, останавливающий разъяренного быка"" и проекты пяти аллегорических групп (""Москва"", ""Петербург"", ""Новгород"", ""Киев"" и ""Сибирь""), которые предполагалось поставить на концах Николаевского моста в Санкт-Петербурге. В 1850 г. Пименов возвратился в отечество и вскоре получил заказ вылепить, для воспроизведения из бронзы, две колоссальные группы: ""Воскресение Христово"" и ""Преображение"" для постановки на вершине малых иконостасов Исаакиевского собора. Первая из этих групп, по всей справедливости считающихся лучшими созданиями художника, была окончена в 1853 г., а вторая в 1854 г. За них академия возвела Пименова в звание профессора. В следовавшем затем 1855 г. он занял в ней место штатного профессора и вступил в управление ее скульптурным классом. С тех пор Пименов, сверх занятий со своими учениками по академии, трудился над сочинением проектов и лепкой моделей памятников адмиралу Лазареву для Николаева, трем севастопольским героям Корнилову , Нахимову и Истомину , кн. Пискевичу для Варшавы, кн. Воронцову для Тифлиса, имп. Николаю I для Александрии, близ Петергофа, А.С. Пушкину для Москвы, но все эти проекты или остались неосуществленными, или были исполнены другими скульпторами. К произведениям последних лет жизни Пименова принадлежат также колоссальный бюст имп. Николая I, украшающий собой биржевой зал в Санкт-Петербурге (1859); бюст того же государя, в виде русского витязя, в Эрмитаже (1860); бюсты великой княгини Марии Николаевны , великого князя Николая Николаевича Старшего и московского губернского предводителя дворянства Черткова ; модель группы ""Георгий Победоносец"", которую предполагалось поставить в Георгиевской зале большого кремлевского дворца в Москве; шесть фигур для украшения носовых частей кораблей и некоторые др. Кроме ваяния, Пименов занимался, преимущественно во время пребывания своего в Италии, также и живописью. В музее академии имеются две его картины: ""Христос"" и ""Голова италианца-монаха"". Как скульптору, Пименову должно быть отведено одно из самых первых мест в истории русского искусства; это был художник весьма оригинальный, с национально-русским оттенком, одаренный живой, быть может, даже чересчур пылкой фантазией, превосходный знаток анатомии человеческого тела, умевший соединять в своих произведениях красоту композиции и благородство форм с верностью природе, правдой движений и сильной характеристикой. А. С-в.